1. Залетай к нам! Тру ориджинал Solaris-Forum Telegram
    Скрыть объявление
  2. Полный каталог оригинальных запчастей HYUNDAI
    • Поиск по VIN
    • Поиск по номеру детали
    Скрыть объявление
  3. Скрыть объявление
  4. Платный аккаунт

    PLUS

    Доступны дополнительные приятные функции сайта

    Покупая этот аккаунт, вы лично инвестируете в развитие форума

    Подробнее о Plus
    Скрыть объявление

Верните мне мой 2009-й: продажи новых машин и цены в декабре 2015 года и итоги года

NewsMaker 31 янв 2016

  1. NewsMaker Solaris-Forum Info
    Автор

    Команда форума
    Сообщения:
    9,122
    Рейтинг на сайте:
    1,214
    Регион:
    Московская обл.
    Водит:
    Мой авто:
    Solaris Prosafety
    NewsMaker NewsMaker ,
    Автор 31 янв 2016
    Вот и подошел к концу трудный для первичного рынка год. Декабрь не принес особых неожиданностей, да и в целом итоги года были довольно прозрачны уже по результатам трех кварталов. Но теперь пришла официальная пора заполнить все поля «итого» и посмотреть, к чему пришел рынок за эти 12 месяцев.

    В декабре 2015-го продажи оказались на 45,7% ниже, чем за АППГ (аналогичный период предыдущего года), что является одним из худших относительных месячных результатов, но ключевое слово тут – «относительных»: учитывая рекордные продажи прошлого декабря (270 653 автомобилей), в текущих условиях их трудно было не то что переплюнуть, но даже как-то сократить отставание. Однако в 2015 году именно декабрь стал лучшим месяцем: 146 963 реализованных машины. Это, впрочем, не сильно улучшило итоговую статистику: общие продажи ушедшего года составили 1 601 216 автомобилей.

    Чтобы было понятно, насколько это мало, нужно привязаться к какой-то точке отсчета. 2014 год, последний квартал которого, как мы помним, характеризовался повальными набегами на автосалоны с пачками купюр и одобренными заявками на кредит, может показаться не самой объективной вехой, но на самом деле, он уже был «убыточным». В 2014 было продано 2 491 404 машины, и это было на 10% меньше, чем в 2013-м. 2013 год, в свою очередь, показал минус 5,5% от 2012-го, несмотря на число в 2,78 миллиона в итоговой графе. Чтобы не продолжать этот экскурс в цифры слишком долго, скажем, что в 2015 году рынок упал на уровень 2009-го, когда было продано около 1,5 миллионов машин. Тогда АЕБ отмечала, что «год был исключительно сложным для автомобильной промышленности во всем мире, но особенно сильно это затронуло Россию, где падение рынка в отдельные месяцы по сравнению с предыдущим годом составляло до 60%». Пертурбации на фоне мирового финансового кризиса привели к потере почти половины объемов продаж, но с тех пор рынок сначала вырос до рекордных размеров в 2012-м, а затем понемногу снижался к 2015-му, где и свалился в пике.

    ba95ef957b215ca7c16b2afbcdfc4591.jpg


    Прогнозы на 2016 год довольно печальные: ни о каком росте речи пока не идет. По словам Йорга Шрайбера, председателя Комитета автопроизводителей АЕБ, в ассоциации надеются, что удастся хотя бы «остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5% в годовом исчислении», что уже «было бы некоторым прогрессом в сравнении с драматическим снижением в недавнем прошлом». А это значит, что старый сценарий, когда после кризисного 2009-го продажи резко взмыли вверх на 30% в 2010-м и еще на 39% в 2011-м, здесь не пройдет. Что ж, как говорится, «если мы не оправдали ваши ожидания – это ваши проблемы». Остается только детально посмотреть, кто смог лучше других обыграть в декабре тему предновогодних скидок, а затем взглянуть на годовые продажи и динамику цен в течение года.

    Премиум-сегмент
    Декабрь, даром что стал лучшим месяцем в году, не смог блеснуть положительными показателями относительно АППГ – рекорды в кризис не бьются. Однако в премиум-сегменте есть игрок, которому то ли так не повезло в прошлом декабре, то ли так повезло в этом, но независимо от деталей результат налицо: Lexus показал прирост аж на 47%, продав 2 186 машин против 1 488! А вот никому из прочих заметных игроков, как в сегменте, так и таблице в целом, даже близко к такому балансу подобраться не удалось.

    Mercedes, хоть и остался лидером в классе, не может похвастаться почти двукратным преимуществом, как это бывало: его результат – 2 817 реализованных авто против 4 210 годом ранее, что на 33% хуже. Audi, слегка обогнав Lexus, стала ближайшим конкурентом с объемом реализации в 2 340 штук – на 22% меньше 2 983 за АППГ. BMW буквально наступает на пятки обоим: 2 137 штук, но уже -40% относительно прошлогодних 3 577.

    В этот раз таблица пестрит «зеркальными» числами, которые можно буквально строить в ряд: после -22% у Audi и -33% у Mercedes на очереди -44% у Land Rover (1 155 против 2 070 проданных авто) и -55% у MINI (95 против 212). У Volvo относительный результат чуть получше – минус 30% или 1 024 реализованных авто против 1 457, а у Infiniti – напротив, похуже: -69% и 483 машины против 1 581. Сразу за Infiniti идет Porsche, которая растет в трудные времена, но не в этот раз: 461 автомобиль против 677 в декабре 2014-го, что дает 32% сокращения.

    b3bb992123ba7006ab1c6a12d251dce8.jpg
    139bcd2054980860d7e09657bbfb8cb8.jpg
    1960d452b87d4fa5d7794410870cefc3.jpg


    В нижней части абсолютного зачета уже который месяц подряд растет Cadillac и падают Jaguar и Acura: у первого в активе 207 авто против 157, что означает 32% прироста, а у двух других -41% (72 машины против 123) и -82% (51 против 287) соответственно.

    «Присел» к концу года и smart: уже второй месяц он не радует нас положительной динамикой, показав спад на 25% в декабре. Это, впрочем, всего 10 автомобилей – 30 против 40, что позволяет о нем не забывать.

    Средний сегмент
    В этом отделении рынка все чуть лучше, чем в ноябре, но ненамного – просто некоторым удалось не так сильно упасть. Skoda, например, просела «всего» на 26%, найдя покупателей для 4 596 машин против 6 214 годом ранее. Toyota «сжалась» на 36%, но она – лидер нашего условного сегмента с 11 177 проданными авто против 17 536. Кстати, наглядно показать успех японцев можно, вспомнив продажи ноября 2015-го – 7 572 автомобиля. Чувствуете, как можно прирасти на 47% в помесячной динамике, но не суметь это показать? Декабрь 2014-го играет в «поймай меня, если сможешь», но кроме Lexus не может никто, а статистика подыгрывает первому.

    Nissan, идущий следом за Toyota, но изрядно от нее отстающий, закончил декабрь с -58% относительно АППГ (8 410 проданных машин против 20 131), а Ford чуть лучше: -51% (4 530 против 9 159). Остальным не удалось удержаться даже в рамках 60% спада: у Mazda -69% (2 176 авто против 7 049 за АППГ), у Mitsubishi – 78% (2 767 против 12 702), у Suzuki -72% (724 против 2 593), а у Subaru -77% (615 против 2 634). GM выступает ожидаемо плохо, продолжая распродажу остатков: Chevrolet выпустил со складов 3 366 автомобилей относительно прошлогодних 13 488, что дает -75%, а Opel – 755 относительно 6 834, что означает 89% падения. Примерно такие же результаты у французов в лице Peugeot (434 машины и -80% по сравнению с 2 122 в прошлом декабре) и Citroen (408 штук и -83% по сравнению с 2 337).

    Внизу – Honda и SsangYong: японская марка отметила спад на 87% (в штуках – 265 против 2 085), а корейская – на 89% (260 против 2 411). Как мы видим, корейцы до сих пор не предпринимают решительных действий, медленно и тихо распродавая складские запасы, хотя мы ждем реакции уже с осени, когда дилеры забили тревогу, сообщая, что автомобилей осталось меньше чем на месяц.

    Бюджетный сегмент
    В сегменте недорогих авто – без откровений. Лидеры те же, цифры продаж тоже примерно такие же, что наблюдались месяц от месяца. Lada уверенно занимает первую строчку, несмотря на заметно меньший, чем в прошлом году, результат: 23 462 автомобиля против 35 315 за АППГ, что означает -34%. Корейцы с «серебром» и «бронзой» – Kia и Hyundai – потеряли меньше: -25% (15 215 авто против 20 200) и -17% (12 570 против 15 235) соответственно. Четвертым традиционно идет Renault, к слову, в этом декабре крайне близкий к третьему месту, хотя 11 934 проданных автомобиля – это на 38% меньше прошлогодних 19 263. Volkswagen в относительном исчислении еще чуть ниже: -43% и 7 927 выданных покупателям машин против 13 871.

    УАЗ держится неплохо, показывая -12% относительно декабря 2014-го с 6 324 автомобилями, покинувшими автосалоны. Мы, кстати, недавно поездили на Patriot и в очередной раз убедились: продажи сохраняются не беспричинно.

    035e0d0e6f818c7b461aea988c402429.jpg


    Datsun и Daewoo сохранили средние темпы: «русско-японский» бренд красуется на 2 351 проданном в декабре автомобиле, что на 54% меньше, чем 5 104 годом ранее, а «американско-корейско-узбекский» – на 1 698, что на 27% меньше 2 340. К слову, АЕБ до сих пор избегает путаницы, игнорируя новое имя Ravon – возможно, оно появится в отчете в 2016 году.

    В китайской подгруппе Lifan в декабре уверенно победил своего главного соперника – Geely, продав 2 553 машины, хоть это и на 34% хуже, чем 3 866 годом ранее. Зато Geely реализовала и того меньше – всего 1 132 экземпляра своей техники, что на 58% скромнее прошлогодних 2 706. У Chery дела по-прежнему складываются не лучшим образом, и -87% (384 машины против 2 929) относительно минувшего декабря – тому подтверждение. Впрочем, 12% прироста у Changan тоже трудно назвать успехом, так как продажи весьма умеренные – 166 автомобилей. Рядом – Brilliance, у которого -43% в динамике и 174 проданных машины. Ну а у Haima и Great Wall продажи номинальные – меньше ста единиц, хотя второй в прошлом году мог похвастаться результатом в 887 машин, а теперь потерял 96% от этого показателя.

    Что мы приобрели
    Декабрь был богат скорее на обещания и планы, чем на физические новинки. Нам пообещали привезти новые Kia Sportage и Optima, начали прием заказов на новые smart fortwo и forfour и объявили цены на новый Jaguar XJ. Еще одной большой новинкой порадовал АВТОВАЗ, открыв прием заказов на Lada Xray, которая появится на рынке в середине февраля.

    Декабрь отметился физическим появлением в продаже одного автомобиля – Lexus RX нового поколения. Автомобиль традиционно имеет множество версий и комплектаций, а также гибридную модификацию. Базовым является двухлитровый мотор на 238 л.с. и 350 Нм, который уже может приводить как передние, так и все четыре колеса. Более мощный мотор – 3,5-литровый V6, выдающий уже 300 л.с. и 370 Нм момента, ну а завершает гамму сочетание бензинового агрегата на 3,5 литра меньшей мощности (263 л.с.) и двух электромоторов, которое выдает общие 313 л.с.

    Что мы потеряли
    Все негативные тенденции, касающиеся объемов продаж, не могут не влиять на планы и стратегии автопроизводителей: новости полны сообщений о том, что тот или иной бренд отказался от планов реализации какой-то модели на нашем рынке. Более того, непопулярные модели потихоньку исключаются из продуктовых линеек и выводятся из местного ассортимента. Другой причиной может стать окончание складских запасов – так, например, произошло с Subaru: модели BRZ, WRX и WRX STi, а также универсал Outback с двигателем объемом 3,6 литра были распроданы, а поставки новых намечены на 2016 год, поэтому приобрести вышеуказанные автомобили пока невозможно.

    А вот Hyundai, например, вывел из линейки устаревшую модель – кроссовер ix35, на смену которому пришел новый Tucson. Остатки выпущенных ранее машин еще есть на складах дилеров, а вот новых поставок ждать уже не стоит.

    Динамика цен
    Разумеется, далеко не все цены на новые автомобили оставались неизменными в течение года: происходили корректировки и поправки на курсы валют, менялись и добавлялись комплектации, а также проводились акции, в связи с чем цены росли, а иногда снижались. Мы свели все данные с марта – месяца открытия рубрики – в одну удобную инфографику, где можно наглядно отследить, как менялись прайс-листы за все это время.

    139c941af81f7dc9300663dc75b59492.jpg
    48e11513fa35b431e44f67fc08756501.jpg


    Первый взгляд на таблицу дает понять: подорожания были, причем в основном во второй половине года. Однако стоит отметить прежде всего тех, кто держал цены неизменными в течение всего года: это китайские автопроизводители. У них тоже были какие-то корректировки, но при детальном изучении инфографики заметно, что строки, не подкрашенные никаким цветом, с большой долей вероятности относятся к какому-нибудь китайскому бренду. С одной стороны, это заслуживает уважения – немногие в этот тяжелый год решились на сохранение «твердого курса». С другой – это просто здравый смысл: кризисный год можно использовать как время расширения своей клиентской аудитории, да и вообще подорожание для китайских авто может стать губительным. В расчет брать стоит и то и другое, но внимания этот факт однозначно заслуживает.

    В остальном же все довольно предсказуемо: главные игроки на рынке плавно регулировали цены, выстраивая баланс между покупательским терпением и сохранением маржи. Взгляните, например, на постепенный, но заметный рост цен на бестселлеры: максимально оснащенный Hyundai Solaris в кузове седан последовательно подорожал с 710,4 тысячи рублей до 715,4 в сентябре, затем до 728,4 в октябре и 740,4 в ноябре, а в декабре закрепил планку на уровне 760,4 тысячи рублей. «Топовый» Volkswagen Polo, начав с 699 тысяч в марте, «набрал вес» до 748,9 тысячи. Нельзя не отметить и динамику цен на вазовскую продукцию (всю кроме семейства Priora): цены росли ступенчато, и местами прирост к концу года довольно ощутимый. Базовая Granta, например, осталась одним из самых доступных автомобилей на рынке, подорожав за весь год всего-то на 17,3 тысячи рублей – с 331,6 до 348,9 тысячи. А вот самая недорогая Kalina «прихорошилась» с 376,3 до 421,1 тысячи – здесь прирост куда более ощутимый. Другой российский автопроизводитель – УАЗ – тоже не смог «заморозить» цены, в результате чего стоимость модели Patriot в самой дорогой комплектации Limited все же пробила психологически важную отметку в миллион рублей, оставшись гораздо дешевле в начальном исполнении.

    Общегодовые продажи
    Теперь, располагая итоговой статистикой за 12 месяцев, можно взглянуть, смогли ли какие-то марки (кроме Porsche, о которой мы уже знаем) сохранить или нарастить продажи. Точнее, не взглянуть, а полюбопытствовать, так как объективно было понятно, что это практически невозможно. И статистика это подтвердила: в плюсе только Porsche, добавившая 12% к прошлогодним объемам, ну и Lexus, конечно – не зря японцы постоянно составляли компанию немцам. Им удалось прирастить всего 6%, но в нынешних условиях – это просто великолепный результат.

    Повторять относительные результаты остальных – значит, по сути, повторять содержание любого ежемесячного обзора, так как ничего неожиданного тут не произошло. Отметить можно лишь другие неплохие результаты: например, УАЗ, который смог в тяжелый год сохранить продажи практически на уровне 2014 года, потеряв всего 2%, а также 28% годового прироста у smart, хоть в штучном выражении это в 571 раз меньше, чем продажи у Lada – всего 471 микрокар. 178% «прироста» у Datsun не показательны, так как продажи начались только в сентябре 2014 года, а +26% у Brilliance – это пока очень, очень локальная победа.

    В остальном же цифры просто отражают ежемесячную реальность: если из одного отчетного периода в другой марка демонстрирует 30-40% потерь относительно АППГ, таким и будет годовой итог. Одного взгляда на правый столбец таблицы достаточно, чтобы понять, что прошедший год стал тяжелым для всех, и повторять это еще раз нет необходимости. Гораздо интереснее будет посмотреть, что нам принесет год наступивший.

    f574fe80198e4f310b2ca44fcd03ad74.jpg
     
    #1 NewsMaker 31 янв 2016