1. Залетай к нам! Тру ориджинал Solaris-Forum Telegram
    Скрыть объявление
  2. Полный каталог оригинальных запчастей HYUNDAI
    • Поиск по VIN
    • Поиск по номеру детали
    Скрыть объявление
  3. Скрыть объявление
  4. Платный аккаунт

    PLUS

    Доступны дополнительные приятные функции сайта

    Покупая этот аккаунт, вы лично инвестируете в развитие форума

    Подробнее о Plus
    Скрыть объявление

Про силиконовый, полиуретановый, бутиловый: выбираем автомобильные герметики

NewsMaker 30 апр 2023

  1. NewsMaker Solaris-Forum Info
    Автор

    Команда форума
    Сообщения:
    9,121
    Рейтинг на сайте:
    1,207
    Регион:
    Московская обл.
    Водит:
    Мой авто:
    Solaris Prosafety
    NewsMaker NewsMaker ,
    Автор 30 апр 2023
    С помощью герметиков можно устранить запотевания и подтеки жидкостей из механизмов, побороть течи воды в салон, избежать самоотворачивания болтов и гаек, сократить расходы на покупку дорогостоящих и дефицитных уплотнителей... Разбираемся какой где нужен, а где вреден.

    Мы собрали все герметики, которые встречаются в автомобиле. Их очень много, и они очень разные.

    Упругие герметики

    После полимеризации напоминают кусок резины. Под нагрузкой сжимаются, а при ее снятии – восстанавливают форму. К упругим герметикам относятся силиконовые, каучуковые, полиуретановые и на МС-полимерах.

    Силиконовые – самые распространенные герметики. Бывают двух видов: нейтральные (oxime silicone или ох silicone) и кислотные (aсеtoxy-силиконы).

    Первые – без запаха, вторые – с резким уксусным душком, который образуется при полимеризации герметика. Производители предупреждают, что пары уксусной кислоты и диоксида кремния могут отравить датчик кислорода и спровоцировать образование коррозии (правда, нам такие случаи неизвестны). Преимуществ по надежности уплотнения у нейтральных герметиков перед кислотными нет.

    YaXJRrPjin2g8RAm1iZ25g.jpg
    Силиконовый нейтральный герметик. Присутствует вся маркировка (на нейтральной основе, без запаха, безопасен для датчика кислорода), указывающая на нейтральность герметика.

    4nJF4w38RG5UeHT9oxit1Q.jpg
    Силиконовый нейтральный герметик с добавкой меди, которая улучшает теплопередачу. По задумке производителя, это снижает тепловую нагрузку на силикон и продлевает срок службы состава.

    У силиконовых герметиков хорошая адгезия к поверхностям деталей, стойкость к маслам и антифризам, быстрая полимеризация, широкий температурный диапазон (от –60 до 370 ºС), повышенная упругость, позволяющая компенсировать незначительные перемещения деталей.

    Есть и существенный недостаток – при контакте с бензином силикон размягчается и отслаивается.

    Цветовые решения силиконовых герметиков – больше маркетинговый ход, чем маркировка по характеристикам. Исключением часто бывают прозрачные составы – порой они слишком текучие для прокладок. Их используют в основном для ремонта фар и фонарей. Красный считается высокотемпературным (до 340 ºС). Однако и остальные герметики рассчитаны до 260 ºС, что вполне достаточно для уплотнений двигателя (но не для выхлопной системы).

    bYUDSd7Rc9GrDuKWfpEz_Q.jpg
    Силиконовый кислотный герметик. Как правило, на их упаковке нет обозначения кислотности. По цене минимум вдвое дешевле нейтральных герметиков.

    TAAUZ5o-7QQeRri8p0-BKg.jpg
    Прозрачный силиконовый герметик. На тюбике изображена фара, для которой он и предназначен.

    При укладке силиконового герметика диаметр валика должен быть таким, чтобы при сжатии его излишки не оказались внутри агрегата. Случалось, что они забивали сетку маслоприемника или элементы системы вентиляции картера.

    Силиконовые герметики применяют для уплотнения клапанной и передней крышек двигателя, насоса охлаждающей жидкости, термостата, поддона картера двигателя, картеров коробок передач. А также в местах, где надо устранить зазоры деформированных крышек, уплотнить между собой разнородные материалы, которые при нагреве могут смещаться относительно друг друга.

    Они относятся к герметикам невысокой и средней прочности – такие соединения можно вскрыть усилием руки либо слегка поддев инструментом.

    Специальные силиконовые герметики предназначены, например, для узлов системы охлаждения и агрегатов трансмиссии. В последние добавлены присадки, защищающие их от расслоения под воздействием модификаторов трения, которые присутствуют в масле. В герметики для системы охлаждения добавлены присадки, повышающие их стойкость к этиленгликолю.

    Встречаются специальные «затекающие» составы повышенной текучести – для уплотнения стекол, например.

    Если нет рекомендаций производителя по использованию специального герметика, то в большинстве случаев справляются нейтральные силиконовые.


    461ILBQaEMIzd9_sVzDj6Q.jpg
    Специализированный силиконовый герметик для сборки корпусных деталей АКП.

    3H5Q5ihbL2pZN1EwEXvIgQ.jpg
    Каучуковые герметики используют также при ремонте мототехники, снегоходов, гидроциклов, лодочных моторов. Его еще называют мотогерметиком (мotoseal), на упаковке нарисован мотоцикл.

    Каучуковые герметики используют в узлах и механизмах, где присутствуют пары бензина. По скорости полимеризации есть как быстро-, так и медленносохнущие. Первые твердеют от 20 минут до 2 часов. Вторые – 3–4 часа, что позволяет без суеты собрать узел. Каучуковые герметики можно использовать вместо силиконовых. Они относятся к среднепрочным герметикам.

    Полиуретановые герметики (маркировка PU) применяют для вклейки стекол и для заделки швов между кузовными деталями. В отличие от силиконовых, их можно окрашивать.

    По прочностным характеристикам значительно превосходят все вышеуказанные герметики, поэтому их можно называть клеем. Улучшить адгезию позволяет обработка поверхности грунтом (праймером). После полного высыхания полиуретан похож на очень твердую резину. У некоторых производителей твердость высохшего герметика указана в маркировке. Обычно она составляет от 35 до 60 единиц по Шору.

    1f8msJfJMwljW6T1u5x3mQ.jpg
    Полиуретановый герметик продается в 300‑миллилитровых пластиковых тубах или в мягкой упаковке в виде колбасы (600 мл). Для выдавливания герметика из упаковки нужен монтажный пистолет.

    F-bkp2_TvjT99GD4kNpOrA.jpg
    Герметики на МС-полимерах производители еще называют распыляемыми.

    МС-полимеры (SiMP или SMP – silyl modified polymer) – это более совершенные герметики, полученные из полиуретана и силикона. Он обладает всеми положительными свойствами этих составов, плюс еще кое-что. Главное – отличная адгезия ко многим материалам без использования грунта. Герметизирующий слой такой же прочный, как у полиуретана. У МС-полимера почти нет усадки, он не боится ультрафиолета, а после высыхания его можно окрашивать.

    Это не только кузовной герметик для заполнения швов, но и шумо- или виброизоляционный материал, заменяющий самоклеющиеся листы. А также антигравийное покрытие для защиты порогов и днища кузова.

    В последние годы МС-полимеры начинают постепенно вытеснять полиуретан при вклейке автомобильных стекол, так как им не нужен грунт. Это позволяет не только сэкономить на расходных материалах, но и ускорить работу без потери качества.

    Нетвердеющие герметики

    По консистенции они напоминают варенье. Со временем подсыхают, но всё равно остаются липкими. К ним относятся смолистые, бутиловые и полиизобутиленовые герметики.

    Смолистые герметики представляют собой густую желеобразную массу, которая наносится кистью, зачастую закрепленной на внутренней стороне пробки. После испарения растворителя (спирта) остается липким, сохраняя высокую эластичность. Устойчивы к бензину, дизтопливу, маслу, антифризу, керосину.

    Допускается использование герметика вместе с прокладками. Они хорошо справляются с уплотнением шлангов, патрубков и резьбовых соединений. Температурный диапазон – от -50 до +200 ºС. Некоторые составы рассчитаны на высокое давление.

    CTauZ0vlC6cCs2N9MCZMkg.jpg
    Смолистый герметик остается мягким после испарения растворителя.

    x9pm67y6HyWXCW3KScwtkg.jpg
    Бутиловый герметик выпускается в черном и сером цветах.

    Бутиловые герметики сделаны на основе бутилкаучука. По консистенции они густые, как пластилин. Продаются в различных упаковках, Для автомобилей – в виде шнура круглого сечения длиной 4–5 м. Его используют для фиксации стекол в фарах.

    Водостойкий, эластичный даже при минусовых температурах, очень медленно стареет, хорошая адгезия ко многим материалам.

    Для разборки и сборки фары нужно размягчить герметик, прогревая шов феном.


    Полиизобутиленовый герметик по свойствам и консистенции аналогичен бутиловому герметику. Отличие только в химической основе – но они взаимозаменяемы. Продается также в виде шнура.

    Твердые герметики

    После высыхания становятся твердыми. Не боятся вибрации, но соединяемые детали должны быть жесткими и надежно зафиксированы между собой. В противном случае из-за сдвига герметик трескается и крошится. К ним относятся анаэробные и силикатные герметики.

    Анаэробные герметики по консистенции похожи на пластичную смазку. Есть как жидкие составы, способные проникать в резьбовое соединение, так и густые, которые не растекаются даже на вертикальной поверхности (такая особенность называется тиксотропность).

    В их составе – диметакрилатные эфиры. Попадая между деталями, герметик без доступа кислорода твердеет и создает прочное соединение.

    Скорость полимеризации зависит от величины зазора (оптимальный до 0,6 мм). Чем меньше, тем быстрее сохнет. Твердеют только при малых зазорах. Излишки вне соединения остаются жидкими, легко смываются и растворяются, не закупоривают каналы масляной системы.

    После полной полимеризации получаем герметичное соединение с высокой стойкостью не только к маслу, но и к топливу. Сопряженные детали склеиваются между собой в единый узел, так что взаимные перемещения исключаются. Поэтому соединяемые детали должны быть жесткой, литой конструкции, а не штампованной «жестянкой».

    Анаэробные герметики очень популярны при сборке деталей двигателя, где силикон бессилен. Например, при уплотнении крышек корпусов подшипников распредвала.

    Необходимо учитывать материалы соединяемых деталей. Если к стальной поверхности приклеить алюминиевую, то со временем из-за разницы в коэффициентах линейного расширения при изменении температуры произойдет сдвиг деталей друг относительно друга, герметик треснет, герметичность нарушится.


    К анаэробным герметикам относятся фиксаторы резьбы (хотя это тема отдельного разговора). Отличия резьбового состава от прокладочного заключаются в его прочностных свойствах. Анаэробные герметики для прокладок в основном делают слабой или средней прочности, это упрощает последующую разборку. Высокая прочность не нужна, так как кроме клеевого слоя детали связаны между собой болтами.

    MUGaUYPE7vNX-rPfie0CNQ.jpg
    Отечественные анаэробные герметики по характеристикам не уступают заграничным. А по цене в несколько раз дешевле.

    iiEXchwsmEgncKekYN4axA.jpg
    Силикатные герметики сделаны на основе силиката натрия с добавками металлической пудры и синтетических волокон. Не путайте с керамической пастой, которую используют для смазки деталей.

    Силикатные герметики (их ещё называют керамическими) рассчитаны на высокую температуру (около 600 ºС, но есть и более термостойкие составы до 1500 ºС). В основном их используют для уплотнения соединений труб выхлопной системы. Время полимеризации – от одного до нескольких часов. Аналогичные составы применяют при ремонте печей и каминов в домах.

    Как подготовить поверхность

    При работе с герметиками важно не только грамотно подобрать состав и уложить его на деталь, но и быстро избавиться от остатков старой прокладки и герметика. Соскребать их механически – ножом, шибером и тому подобным – означает риск повреждения привалочных плоскостей.

    Производители предлагают составы для удаления остатков старых уплотнений. Продаются они в аэрозольных баллонах. После напыления старый герметик размягчается и легко удаляется скребком или ветошью.



    ***
    Не пугайтесь обилия видов уплотнений – на самом деле оно нам на благо. Достаточно один раз разобраться, что нужно в каждом конкретном случае – и возвращаться к устранению течей и негерметичностей не придется. Чего вам и желаем!

    be88c3676d0.jpg




    Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале и группе ВК


    via
     
    #1 NewsMaker 30 апр 2023